Транслировавшееся в телепрограмме "Факт" интервью Орли Вильнаи-Федербуш с Дмитрием Боготиным – сбежавшим в Москву лидером неонацистской группировки – это пример хорошей журналистики в условиях, приближенных к экстремальным. Это интервью направило луч прожектора не только на преступника, но и на халатность государственных структур, не справившихся со своей задачей.
Боготин – инициатор нападений на чернокожих – с легкостью выскользнул из рук полиции. В настоящее время он изучает юриспруденцию в Москве. Журналистка предложила ему вернуться и отбыть срок, но, скорее всего, он не последует этому совету. В его коротком романе с Израилем была плохая абсорбция, служба в ЦАХАЛе, хулиганство, насилие и бегство.
История трудного взросления Дмитрия Боготина, казалось бы, предоставляет израильскому обществу полное алиби. Расизм? Среди нас? С чего вдруг! Это они, "русские", привезли с собой расистскую идеологию, а мы все чистенькие. Это интервью подтвердило то, о чем многие из нас давно догадывались: что пьянство, насилие и расизм – все эти новые явления – имеют своим источником последнюю волну репатриации из стран СНГ.
Об этой алие, начавшейся в 90-м году, старожилы и репатрианты, приехавшие в 70-80 годах, рассуждали в расистских категориях, потому что многие из ее представителей не соответствовали религиозным критериям принадлежности к еврейскому народу. "В страну завезли полмиллиона гоев!" - вопили религиозные дельцы и даже один из министров внутренних дел. Так на целую общину был повешен ярлык. И это правда – сотни тысяч людей, в чьих удостоверениях личности написано "вероисповедание не определено" или "христианин", являются гражданами второго сорта, когда они служат в армии, гибнут в терактах, учатся, работают, болеют и выздоравливают.
По определению французского историка Рамона Арона, "расизм – это снобизм бедных". Сюда можно добавить также иммигрантов и молодежь, ищущую самоидентификации, но отторгаемую окружающей средой. Педагоги, работавшие с молодежью из СНГ (например, Хаим Пери из интерната "Ямин Арад") много лет назад предупреждали о разрушительных последствиях этого отторжения. Дмитрий Боготин – яркий пример этого явления. Он хотел быть большим евреем, чем евреи. Поэтому он пошел служить в еврейскую армию и охранял израильские объекты на территориях. Оружием, которые ему выдали в ЦАХАЛе, он угрожал бездомным, "всяким неграм" и "гомикам". Арабов он тоже считал "приговоренными к смерти".
Как же легко перекладывать ответственность на Боготина и ему подобных, забывая о том, что это израильское общество породило взрыв расизма, и хуже того: делать вид, будто мы имеем дело с "завезенным злом", тогда как в действительности причина этого явления – израильский расизм и израильское насилие.
В публикуемом сегодня отчете Центра "Мусауа" приводится множество антиарабских высказываний израильских политиков (например, депутат от Ликуда Йехиэль Хазан сравнил арабов с червями), рассказывается о 41 случае не расследованных убийств арабов, о дискриминации на работе и месте жительства, о принятых кнессетом расистских законах, об общественной дискуссии, легитимирующей трансфер и коллективные наказания, и о параноидальной идее израилизации арабских граждан страны.
До тех пор, пока граждане Израиля согласны с существованием "пятого пункта" в удостоверениях личности и с дискриминирующими арабов законами; до тех пор, пока считаются нормальными унизительные проверки арабов, начиная с аэропортов и кончая любым государственным учреждением; до тех пор, пока сдача квартиры арабу или прием араба на работу считается порицаемым поступком – израильское общество не очистится от греха расизма. Но двойной грех – давать оружие отверженным, а когда те используют его по-расистски, изображать из себя образцовое либеральное общество.
Авирама Голан, "Гаарец", 19.03.2008
|