Г-н президент, уважаемые коллеги, дамы и господа: когда вчера я
прибыл в Нью-Йорк, мне позвонил председатель одной из еврейских
организаций. Он спросил меня, как я выдерживаю давление, которое
оказывается на Израиль. Наверняка, сказал он, это очень трудная задача. В
тот момент я вспомнил старую шутку о пяти евреях, изменивших мир:
Моисей сказал, что все держится на законе, Иисус – на любви, Маркс – на
деньгах, Фрейд – на сексе, а Эйнштейн – что все относительно. Я
сказал своему собеседнику, что все относительно. С одной стороны,
выдерживать столь сильное давление, действительно, - сложная задача. С
другой, сегодня это легче, чем раньше, поскольку у нас, в Израиле, есть
стабильная коалиция, стабильное правительство и нас поддерживает
большинство израильского народа. Мы готовы к честному решению
ближневосточной проблемы и готовы сотрудничать с международным
сообществом. Однако мы не готовы поступиться национальной безопасностью
или жизненными интересами государства Израиль. Прежде всего, я
хочу подчеркнуть, что в противоположность утверждениям международных
СМИ, израильская политика не разделена на сторонников мира и сторонников
войны. Все израильтяне хотят мира и противоречия сводятся к
специфическому вопросу, как достичь мира; как достичь безопасности и
стабильности в регионе. Мы задаемся вопросом: почему, спустя 17
лет с момента подписания договора в Осло, мы так и не смогли подписать
всестороннего соглашения, означающего прекращение конфликта и устранение
причин для взаимных претензий в будущем? Несмотря на все усилия
людей, руководствовавшихся самыми лучшими намерениями, включая Ицхака
Рабина, Шимона Переса, Биньямина Нетаниягу, Эхуда Барака, Ариэля Шарона и
Эхуда Ольмерта, несмотря на саммит в Кэмп-Дэвиде между Эхудом Бараком и
Ясером Арафатом, организованный Биллом Клинтоном, несмотря на саммит в
Аннаполисе между Эхудом Ольмертом и Махмудом Аббасом, мирный процесс
по-прежнему находится в тупике. Факт, что, несмотря на
превалирующую точку зрения, будто израильско-палестинский конфликт
является источником нестабильности на Ближнем Востоке или главной
причиной многочисленных конфликтов в регионе, реальность совершенно
иная. Более 90 процентов кровавых войн на Ближнем Востоке после второй
мировой войны не были результатом израильско-палестинского конфликта и
вообще никак не связаны с Израилем. Это были войны между мусульманами
или арабскими государствами. Ирано-иракский конфликт, война в Персидском
заливе, война между Северным и Южным Йеменом, резня в сирийском городе
Хамма, кровавые конфликты в Алжире и Ливане – лишь несколько примеров
такого рода. Этот длинный список можно было бы продолжить. Второе
ложное, но очень популярное объяснение хронического конфликта между
Израилем и палестинцами состоит в том, что в основе его лежит так
называемая "оккупация", поселения в Иудее и Самарии и сами поселенцы.
Согласно этой точке зрения, только создание независимого палестинского
государства в Иудее, Самарии и Газе может обеспечить мир и стабильность в
регионе. Однако многочисленные и хорошо известные факты
опровергают это утверждение. Во-первых, и Иудея, и Самария, и Газа
находились под арабским контролем на протяжении 19 лет, с 1948 по 1967
год. В течение этих 19 лет, никто даже попытался создать палестинское
государство. Мирные соглашения между Египтом и Иорданией были
заключены, несмотря на наличие поселений. И, напротив: мы эвакуировали
21 процветающее поселение в Гуш-Катифе, мы выселили отсюда более десяти
тысяч поселенцев, и за это получили режим ХАМАСа в Газе и тысячи ракет,
обрушившихся на Сдерот и южные города Израиля. Еще один ложный
аргумент состоит в том, что палестинская проблема препятствует созданию
международного фронта против Ирана. Такая позиция не просто шаткая, но
совершенно безответственная. С таким же успехом можно было бы
утверждать, что палестинский вопрос препятствует проведению твердой
политики в отношении Северной Кореи, предотвращению пиратства в Сомали,
решению гуманитарного кризиса в Судане или политическим изменениям в
Афганистане. Также как революция Хомейни в Иране не имела
никакого отношения к палестинскому вопросу, точно также и решение Ирана о
создании ядерного оружия не связано с ближневосточным урегулированием. В
реальности причинно-следственная связь между Ираном и
израильско-палестинским конфликтом прямо противоположная. Иран может
существовать без ХАМАСа, "Исламского джихада" и "Хизбаллы", однако эти
террористические организации не могут существовать без Ирана. Используя
эти группировки, Иран в силах в любое время сорвать соглашение между
Израилем и палестинцами. Поэтому, для достижения жизнеспособного
соглашения с палестинцами следует искоренить подлинные причины
конфликта, и, прежде всего, устранить иранскую угрозу. Тот, кто,
действительно, стремится достичь мира, должен видеть корни конфликта, а
не его симптомы. Несомненно, что есть и другие аспекты урегулирования,
нуждающиеся в решении, кроме иранского, но на сегодняшний день именно он
остается ведущим. В своем стремлении завершить противостояние
между Израилем и палестинцами, мы имеем дело с двумя типами проблем:
эмоциональными и практическими. Поэтому решение должно быть
двухступенчатым. К сфере эмоциональных проблем относится, прежде всего,
хроническое недоверие между сторонами и столь болезненные вопросы, как
будущее Иерусалима, признание Израиля в качестве национального
еврейского государства и судьба беженцев. В этой ситуации нам
следует сфокусироваться в ближайшее время на достижении долгосрочного
промежуточного соглашения, которое просуществует несколько десятилетий.
Нам необходимо воспитать новое поколение израильтян и палестинцев,
испытывающих доверие друг к другу, устойчивых к подстрекательству и
экстремистским лозунгам. Для достижения окончательного урегулирования мы
должны понимать, что главное препятствие на пути к миру – это недоверие
и враждебность между двумя народами. Как и повсюду в сходных случаях,
мы имеем дело с двумя народами, двумя религиями и двумя культурами,
претендующими на одну и ту же землю. И это неизбежно приводит к
постоянным трениям и столкновениям. В мире существует бесчисленное число
этнических конфликтов: на Балканах, Кавказе, Африке, Дальнем Востоке, и
Ближний Восток не является исключением. Там, где удается достичь
эффективного разделения между враждующими сторонами, конфликт
исчерпывает себя или же драматическим образом сокращается до
незначительных масштабов. В качестве примера можно привести бывшие
югославские республики, раздел Чехословакии и провозглашение
независимости Восточного Тимора. Во всех этих случаях
основополагающим принципом является не формула "территории в обмен на
мир", а обмен населенными этническими меньшинствами территориями.
Позвольте мне прояснить свою позицию: я говорю не о трансфере населения,
а об изменении границ, адекватно отражающем демографические реалии. Дамы
и господа, это отнюдь не экстравагантная точка зрения, и она намного
менее противоречива, чем утверждают некоторые. На самом деле,
несоответствие между границами и распределением этнических групп
является наилучшим рецептом для продолжения конфликта, и этот факт
признан академическим миром. Ведущие ученые и уважаемые
исследовательские учреждения пришли к выводу, что сбалансированный
национальный состав государства является залогом мира и стабильности в
регионе. Это не политиканство, а истина, основанная на эмпирическом
опыте. Но кроме этой очевидной, опирающейся на эмпирический опыт
истины, есть еще и историческая истина. 4000 тысячи лет назад еврейский
народ создал на Земле Израиля уникальное интеллектуальное и духовное
наследие, на базисе которого возникла современная Западная цивилизация.
Две тысячи лет изгнания, оккупации этой земли византийцами, арабами,
мамлюками, Оттоманской империей и другими народами, не смогли (и не
могут) разорвать нерушимую связь между евреями и их родиной. Израиль для
евреев это не вопрос "Где мы". Это вопрос "Кто мы". В заключение,
позвольте мне напомнить всем вам в этом зале о надписи, украшающей
площадь ООН. Эти слова были сказаны 3000 тысяч лет пророком Исайей:
«...и перекуют мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет
народ на народ меча, и не будут более учиться воевать». Вдохновенные
мудростью этого пророчества, давайте верить, что найдем путь к миру,
дабы наши народы могли жить в своих национальных государствах, в мире и
безопасности. Благодарю Вас.
Фото: Рик Бажорнас (ООН)
|