В последнюю пару лет я совершаю приятные открытия
– я узнаю поэтов-земляков, весьма далеких от пенсионного возраста, и притом –
ярких, интересных и талантливых. Одно из таких открытий последнего времени –
поэтесса и автор-исполнительФаина
Судкович.
Фаина родилась в семье врачей, выпускников
Ленинградского мединститута. Первые годы ее жизни прошли в разных городах Росии,
а потом семья обосновалась в Подмосковье.
Там Фаина начала школьную учёбу, там же начались
ее занятия музыкой. У девочки был абсолютный слух, и она выбрала своим инструментом
скрипку, сменив ее через несколько лет на фортепиано.
Когда Фаине было двенадцать, семья в очередной раз
поменяла место жительства, переехав в Ногинск. В это время Фаина много пишет
для всевозможных школьных газет, посещает Кружок юного журналиста в городском
Дворце пионеров. Однако, среди любимых школьных предметов – не только
литература, но математика.
- Но стихи начались раньше, лет в одиннадцать, -
вспоминает Фаина.- Сначала темы были детские, а лет в тринадцать уже
вовсю писала лирику. Знаешь, как у многих бывает – приходит первая любовь, а
вместе с ней и стихи приходят. А еще – сочиняла мелодии, инструментальную
музыку, исполняя свои вещи на фортепиано. Музыку любила самую разную, и эта
вкусовая эклектика продолжаетсяпо сей
день.
Выбор ВУЗа оказался неожиданным – это был
Московский Государственный Университет сервиса. Студенческие годы были отмечены
занятиями в студии известного поэта и критика Кирилла Ковальджи, находившейся
"под крылом" всесоюзно известного журнала "Юность".
"Проспект Калинина.
Измятые страницы,
Подретушированные весной.
Листаю их, смакуя, по одной,
И, кажется, хочу остановиться
И закурить,
И в воздух превратиться,
И плыть себе…"
- Это была самая настоящая литературная учеба, - говорит
Фаина. – Тогда я и сформировалась как поэтесса. А чуть позже был Клуб
"Поэзия", выступления перед публикой… И однажды мне захотелось петь
свои стихи под гитару. Это именно стихи, которые я пою, а не песни. Мне
думалось, что я легче донесу свой "мессидж" до слушателя, если я
облеку его в песенную форму. Быстро освоилагитарный аккомпанемент, и вышла на сцену с "поющейся поэзией".
И действительно, было понимание аудитории, и был успех.
Горбачевская перестройка, между тем, сменилась
нелегкими "постсоветскими" девяностыми. После окончания университета
Фаина успела и поработать – весьма
удачно -в "родной" сфере
обслуживания, и даже попытать свои силы в качестве тележурналистки на одном из
районных коммерческих каналов. Но обстановка в тогдашней Москве привела ее к
решению об отъезде в Израиль.
Антисемитские группировки тогда распоясались
не на шутку, и это стало причиной репатриации для многих столичных евреев.
- Но для литературы и искусства это была, конечно,
абсолютно либеральная эпоха, - продолжает Фаина. – Добавлю к этому, что
антисемитизм перестал быть государственной политикой,и уже никому не пришло бы
в голову вводитьквоты для евреев
припоступлении на журналистский
факультет столичного ВУЗа, или в Московский мединститут, как это было в мои
юные годы.
Если говорить о поэзии, о песнях, то уверена:
осталась бы – были бы и публикации, и концерты…Но для меня тогда началась "другая глава".
В 1993-м Фаина с сыном приезжает в Израиль, и
сначала поселяется в
Бат-Яме –
именно там с 1991-го живут ее родители. А чуть позже приятельница приглашает ее
в Афулу, и помогает ее устройству на первых порах.
- Завод "Тауэр", от простой рабочей на
конвейере до техника и менеджера по качеству, - лаконично резюмирует Фаина. – Особо
переучиваться не пришлось; помимо ульпана, прошла несколько технических курсов.
А поскольку еще в России трудилась на подобной должности, то и могу сказать –
работала я почти все годы в Израиле по специальности. У меня ведь в дипломе
значится "инженер", потому и абсорбция моя оказалась достаточно "мягкой".
А "для души" – страничка в "Живом журнале", полностью
отданная стихам, и вокальный ансамбль "Вокализ", где случается петь
самую разную музыку.
"Неправды маленький глоток –
Десерт сомнительного свойства.
От бесполезного геройства
Досады робкий холодок,
Прекраснодушие взамен
Внезапной чуткости прозренья
И перепутанные звенья
В цепи
привычных перемен.
Скажи, не правда ли, обман –
Стихом подкрашенная проза,
Лекарство местного наркоза
От боли и душевных ран?..."
- Ну и сольные выступления – дополняю я. – Кстати,
похожая черта в твоей и моей творческой судьбе.Ни ты, ни я никогда не
рассматривали свое литературное творчество как профессию, при всей серьезности
нашего отношения к своим креативам. (При том, что и журналистика, на мой взгляд
– еще одна разновидность литературы.) Мне вспомнилось, что в старой Англии был
такой постулат – "джентльмен не должен зарабатывать на жизнь литературой и
искусством". То есть, джентльмен (леди) может сколь угодно хорошо писать
стихи, исполнять музыку или рисовать картины, но нельзя делать это ремеслом,
профессией. И всё же спрошу – если бы ты сейчас выбирала профессию заново, что
бы ты выбрала? Быть может – журналистский факультет?
- Нет, медицинский институт, - улыбается Фаина.
- "Леди не может зарабатывать на жизнь
литературой и искусством?"
- Похоже, что так. Нельзя ставить свое
материальное благополучие в зависимость отвдохновения, или его отсутствия . Но поэзия – продолжается.