Статистика |
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|
У евреев много недостатков.
У
евреев много недостатков. Истинных и мнимых. Тех, что приписывают им
антисемиты, и тех, что они сами вменяют себе с не меньшей щедростью
(особенно в Израиле): самобичевание — наша национальная черта. Можно
дискутировать, какой из них и вправду им присущ, а какой — досужая
выдумка, невинное преувеличение, явный бред или намеренная напраслина. Но есть один — совершенно бесспорный. Во-первых, он зафиксирован в самом авторитетном для пока еще большинства населения Европы и Америки документе — Библии, или, по-нашему, Торе. Во-вторых, он определен самым компетентным из мыслимых источников — Богом.
Согласно Книге, именно Бог назвал евреев «народом жестоковыйным». И не
раз, а раз пять — если исходить только из письменной Торы (а у нас есть
еще и устная). Каждый раз — в отрицательной коннотации, как упрек. Что такое «жестоковыйность»? В переводе с высокопарного библейского — это упрямство.
Да, евреи — упрямый народ. Упрямство присуще ему от рождения — Бог
свидетель. Еврейское упрямство — неопровержимый факт. Наш родовой знак —
упорствовать в своем, грести против течения, идти не в ногу, плыть
поперек, быть не как все, действовать вопреки общепринятому и
очевидному. Но евреи не были бы евреями, если бы не пытались
обратить этот недостаток в достоинство. Вся еврейская история, множество
еврейских биографий, а с недавних пор и еврейская география —
свидетельства еврейского упрямства. Легче всего
проиллюстрировать это примерами из науки, но, несмотря на обилие
еврейских имен в списке нобелевских лауреатов, несмотря на Эйнштейна,
Фрейда, Менделя, Бора и прочих великанов, наука — область для сравнения
некорректная. В ней главные открытия — независимо от национальной
принадлежности авторов — совершаются благодаря упрямству и нарушению
канонов. Возьмем не столь очевидное и более близкое мне —
события политической истории, или еще ближе — сионизма, Израиля, тем
более что это и по времени нам ближе. Здесь все, чего ни коснись, — производное еврейского упрямства.
Почему внезапно возникшая мечта венского журналиста, шокированного
делом Дрейфуса, Теодора Герцля, его (не новая, кстати) идея о том, что
единственное спасение евреев от антисемитизма — их собственная страна,
вдруг овладела массами и сдвинула их с насиженных мест? На взгляд из
сегодняшних прагматичных времен, большинство его действий отдают
наивностью и дилетантизмом. Ничего не должно было получиться.
Его главные труды — брошюра в 60 страниц на безупречном немецком
«Еврейское государство», прожект о том, что бы мы сделали, если бы у нас
было то, чего нет, и роман «Альтнойланд» («Старая новая родина»),
чистая утопия в стиле Кампанеллы. Как случилось, что первая взорвала
весь тогдашний еврейский мир и ею пользовались как лоцией в построении
реального еврейского государства, а эпиграф ко второму — «Если вы
захотите, все это не будет сказкой» — стал не только лозунгом всемирного
сионистского движения, но и сегодняшним ориентиром для израильтян?
Любопытно, что основоположник сионизма сам поначалу не был сионистом.
Палестина рассматривалась им в качестве одной из альтернатив. Сионистом
Герцль стал под влиянием своих русских соратников. И они же не давали
ему свернуть с пути истинного, когда у него не хватало терпения стоять
на своем (он готов был пойти на предложение англичан — создать
автономный еврейский анклав в Уганде), у них упрямства хватило.
Пока Герцль упорствовал в стремлении заручиться поддержкой сионистского
проекта от монархов европейских держав, а они отмахивались от него, как
от городского сумасшедшего, русские евреи начали движение снизу —
поехали. В страну мечты. В никуда. Палестина была дыра дырой.
Ни воды, ни земли, ни лесов, ни дорог — безжизненные пустыни и
малярийные болота. Земледелие здесь считалось нерентабельным. Коровы
доились, как козы. Шейхи-землевладельцы жили вдалеке — Дамаске и
Бейруте. Кочевники-бедуины промышляли разбоем. Немногочисленные местные
феллахи знали, что почвы эти бесплодны. Еврейские
пионеры-поселенцы не знали вообще ничего и работать на земле не умели.
Только очень хотели. Половина из них сбегала в города и за границу,
половина от оставшейся половины помирала от малярии. Как из этого всего
родилось сельское хозяйство, считающееся одним из лучших в мире, —
отдельная история. Про упрямство и одержимость. Про то же —
возрождение языка. Белорусский еврей, Лейзер-Ицхок Перельман, который,
эмигрировав в 1881 году в Палестину, стал Элиэзером Бен-Йегудой, —
туберкулезник, недоучившийся врач, филолог-самоучка — зажегся идеей
вернуть к жизни мертвый язык — иврит. Две тысячи лет на нем только
молились. Все это было чистой воды упрямство, и дом Бен-Йегуды долгое
время оставался единственным в стране, где говорили только на иврите. Но
ему повезло с таким же одержимым народом: не прошло и двух десятилетий —
на иврите заговорила вся еврейская Палестина. Так же было
провозглашено еврейское государство в 1948-м. Бен-Гурион настоял —
вопреки всем объективным условиям. Лучший британский полководец, великий
стратег, герой Второй мировой — победитель Роммеля, командующий
сухопутными войсками союзников в Европе, фельдмаршал Монтгомери
предрекал, что войска арабских стран сомнут новорожденную еврейскую
армию, почти ополчение, за две недели. Война за Независимость длилась
дольше. И победил в ней Израиль. Похожая ситуация была в
1967-м. Весь арабский мир уже праздновал скорое уничтожение Израиля, а
западный готовился его оплакивать, впрочем, не помогая. Когда в самый
канун войны глава израильской компартии Моше Снэ пришел к советскому
послу в Тель-Авиве Дмитрию Чувахину с последней попыткой уговорить
приструнить арабов, тот только посмеялся: «Ну сколько ваш Израиль
продержится? Пять часов? Два дня? Или целых три?» Тогда война продлилась
шесть дней, ее и назовут Шестидневной. Так же происходило с
уничтожением ядерного реактора в Ираке в 1981-м. Американцы об этом
слышать не хотели, угрожали эмбарго (а потом и ввели). Глава Моссада
категорически возражал. Глава оппозиции, «отец» израильского ядерного
проекта Шимон Перес уговаривал премьера Бегина отменить операцию (чем
привел его в ужас — Перес о ней не должен был знать). Но упрямый Бегин
отдал приказ. Американцы поблагодарили израильтян только через десять
лет, когда начали операцию «Буря в пустыне» — она была бы невозможна,
будь у Саддама ядерное оружие. Конечно, упрямство — еврейская
национальная черта. Со стороны она часто выглядит ужасно. Вызывает
непонимание, раздражение, стимулирует антисемитские настроения, как
говорят (хотя для антисемитизма, как правило, не нужны причины). Но она,
во-первых, нам присуща, и от этого действительно избавиться трудно, а
во-вторых, часто становится условием выживания. Это у нас не только в
истории, это у нас в крови. В жизни мне приходится чаще всего
общаться на иврите, русском, английском, могу и на румынском. На всех
этих языках я говорю с акцентом, чего совершенно не стесняюсь, хотя и
сознаю, что представляю очень удобную мишень для пародистов, чем они не
избегают пользоваться (у нас в Израиле чем выше заберешься, тем активнее
тебя стараются поддеть). Но родной мой язык — идиш, язык евреев
Восточной и Западной Европы, теперь почти забытый. Я родился и
вырос в Кишиневе. Там идиш знали многие, однако во времена моего детства
и юности — тогда антисемитские настроения были сильны — старались
говорить на нем только дома. Демонстрировать свое еврейство считалось
неприличным, а то и небезопасным. К чести моих родителей, они этого не
признавали. Помню такой эпизод. Мне лет десять. Едем с
родителями в троллейбусе на задней площадке, салон переполнен. Они
говорят между собой на идише. Народ прислушивается, оглядывается на них,
начинает сторониться, новые пассажиры, войдя и осознав ситуацию,
стараются побыстрее протиснуться вперед. Папа с мамой, конечно, замечают
это. И начинают говорить громче. Я, ребенок, чувствую, как сгущается
атмосфера. Вокруг нас образуется свободное пространство, взгляды всего
троллейбуса устремлены в нашу сторону. Так мы и доехали до своей
остановки, оставаясь в центре внимания. Вышли — и ни слова об этом, как
будто ничего не произошло. Это был мне урок. Я часто вспоминаю его и
когда участвую в дискуссиях и переговорах за границей. Израиль — мой
дом, моя страна — уже не только по праву рождения, проживания и
гражданства. Смею надеяться, я и сам кое-что для нее сделал, чего-то в
ней достиг, и еще надеюсь сделать многое, в меру сил и возможностей.
Нигде я себя не чувствовал, да и не мог бы чувствовать настолько своим.
Поэтому реагирую совершенно спокойно и равнодушно, когда меня попрекают
тем, что я не такой, как все, как другие, веду себя не так, как кому-то
хотелось бы, а в силу собственного разумения, характера, политической и
человеческой позиции. Когда я стал (вопреки желанию очень
многих) министром иностранных дел, эти претензии усилились. Кому-то не
нравится, что внешнеполитическое ведомство возглавил не уроженец страны,
особенно «русский», глава партии, значительная часть избирателей
которой — выходцы из бывшего СССР, что по происхождению не принадлежу к
истеблишменту. На это я вообще не обращаю внимания, тем более что и
признаваться в этом прямо рискуют немногие. Гораздо
существеннее — моя политическая позиция. Хотя и ей часто находят
объяснение в моем советском прошлом: дескать, мы, «русские», заражены
имперским духом, не желаем ни в чем уступать и принципы западной
либеральной демократии нам чужды. Меня попрекают моим упрямством —
теперь уже в политике. Я действительно не скрываю своих правых
взглядов. Я действительно не считаю, что стратегия бесконечных уступок —
территориальных и политических — путь к миру. Опыт Израиля последних
десятилетий свидетельствует как раз об обратном. А события «арабской
весны» доказали окончательно, что не Израиль и не палестино-израильский
конфликт — главная проблема и причина нестабильности на Ближнем Востоке.
Я действительно живу в поселении на территории Иудеи, которую на Западе
почему-то считают исконно арабской землей, что по крайней мере
некорректно. И это действительно мой принципиальный выбор. На
днях одна израильская журналистка спросила меня в интервью, не смущало
ли моих западных коллег — глав внешнеполитических ведомств, что я,
министр иностранных дел Израиля, живу в поселении, которое, как она
полагает, они считают незаконным. Я ее, кажется, удивил, когда
объяснил на конкретных примерах моего общения и с госсекретарем США, и с
министрами иностранных дел ведущих европейских держав: я вызываю
повышенный интерес у них именно тем, что другой, свою позицию они и так
знают — им важно понять другую. Это оборотная, внешняя сторона
еврейского упрямства: она не только помогает выживать нам, она вызывает
уважение у других. Мне за нее не стыдно. Как не было стыдно мальчику из
кишиневского троллейбуса за своих родителей, громко разговаривавших на
идише. Авигдор Либерман, «Русский пионер»
|
Категория: Дайджесты, перепечатки и т.д | Добавил: afula (18.05.2013)
|
Просмотров: 989
|
|
|